На главную Карта сайта Написать письмо
Тихвинский Введенский женский монастырь
 

Пожертвовать на восстановление монастыря  


Христианские новости | Тихвинский Введенский женский монастырь
26.05.2022 ВНИМАНИЮ ЭКСКУРСОВОДОВ ТУРФИРМ!

А также к сведению экскурсантов и паломников.

13.05.2022 Введенский женский монастырь приглашает трудников!

В связи с началом летнего сезона, обители требуется помощь трудников (в первую очередь, женщин).

17.03.2022 Новая книга об истории Введенского монастыря

В начале марта 2022 г. вышла в свет книга, посвященная истории одной из монашеских обителей Тихвинской епархии — «От рождения до возрождения. История Тихвинского Введенского женского монастыря в лицах и ликах».

18.02.2022 Лития в день памяти протоиерея Николая Васильевского

18 февраля — день памяти убиенного протоиерея Николая Васильевского.

15.02.2022 Подарок на праздник Сретения Господня

Нашему монастырю была пожертвована старинная икона Спасителя.

07.11.2021 Освящение колоколов

7 ноября, после воскресной Божественной литургии, состоялось освящение новых колоколов.

22.10.2021 Новые колокола

20 октября в наш монастырь были доставлены колокола!

23.09.2021 Открытие музея

В дни попразднества Рождества Богородицы состоялось значимое событие — освящение и открытие музейной экспозиции "Келья монахини Тихвинского Введенского монастыря конца XIX - начала XX в."



 
  
   Введенский девичий монастырь был основан одновременно с Успенским мужским монастырем по велению царя Иоанна Грозного в 1560 году. Он представлял собой деревянную крепость, вокруг которой была возведена деревянная стена и вырыт ров. Первой игуменией обители стала монахиня Евпраксия. В отличие от Успенского монастыря, известного благодаря чудотворной иконе Божией Матери, о Введенском монастыре мало кто слышал, пока его насельницей и попечительницей царица-инокиня Дария.

    Анна Алексеевна Колтовская (ок. 1554-1556–5.04.1626), так звали ее в миру, была четвертой женой царя Иоанна Грозного. Точная дата бракосочетания не известна, ориентировочно, это май 1572 г. Брак оказался недолгим, и уже в начале сентября 1572 г. царица была пострижена в монашество с именем Дария. Из отрывка указной грамоты царя Феодора Иоанновича, косвенно датируемой 1584-1585 гг., следует, что в последние годы жизни царя Иоанна царица-инокиня Дария подвизалась в суздальском в честь Покрова Пресвятой Богородицы женском монастыре. Логично предположить, что там же она приняла постриг и жила с 1572 г. среди других опальных царственных насельниц. В этой же грамоте сообщается о желании царицы-инокини перебраться в Горицкий в честь Воскресения Господня женский монастырь (ныне с. Горицы близ г. Кириллова Вологодской области), что и было удовлетворено данным царским указом. А летом 1604 г. она покинула Горицы и перешла «по обещанию... общину устроить» в тихвинский Введенский девичий монастырь.

    После прибытия в Тихвин царицы-инокини Дарии царь Борис Годунов вернул Введенскому монастырю земли, захваченные у него Тихвинским Успенским монастырем (грамота от 22 июля 1604 г.). Введенская обитель получила полную самостоятельность. Царица-инокиня отстроила ее и привела в цветущее состояние. В это время (в начале XVII века) был возведен каменный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами – святителя Николая-Чудотворца и преподобного Кирилла Белозерского. Царица Дарья снискала огромное уважение, ее именовали царицей-старицей и обращались за советом и покровительством.
Начало XVII в истории России ознаменовалось началом смутного времени и войной со шведами.


План Введенского женского монастыряСобор Введения во храм Пресвятой Богородицы

    В 1613 году Введенский монастырь был разорен и сожжен шведами дотла, уцелел лишь каменный собор. Монахини вместе с инокиней Дарией были вынуждены некоторое время скрываться в лесах на берегу озера, получившего впоследствии название «Царицыно». На время шведской оккупации местом жительства царицы-инокини и нескольких стариц, уехавших с ней, стала Устюжна-Железопольская (ныне г. Устюжна Вологодской области).

     После возвращения царицы Дарьи в Тихвин, началось активное восстановление монастыря, в котором уцелел лишь каменный Введенский собор. Благодаря доходам от владений, покровительству и поддержке царя Михаила Федоровича, монастырь уже через пять лет преобразился и стал выглядеть лучше, чем до нашествия шведов.

     Скончалась царица-инокиня 5 апреля 1626 г. и была погребена на паперти Введенского собора с левой стороны. Позднее рядом с ней были похоронены и две ее племянницы – княжны Гагарины, подвизавшиеся в монастыре. Над могилой была установлена гробница под резной сенью и горела неугасимая лампада. Царица-инокиня Дария почиталась как устроительница и благотворительница Введенского монастыря. Ее могилу посещали как государи и великие князья, так и простые паломники, приезжавшие в Тихвин.

Гробница царицы-схимонахини Дарии

* * *
     Одной из самых выдающихся настоятельниц Введенского монастыря была игумения Августа. С ее приходом начался новый этап в жизни обители. С 1823 по 1858 год она активно обустраивала монастырь. Вместо обветшавшей звонницы по проекту петербургского архитектора И.И. Шарлемана была построена четырёхъярусная надвратная колокольня, на третьем этаже которой находилась церковь святых великомученицы Екатерины и мученицы Августы.

      При игумении Августе был построен каменный корпус с хозяйственные помещения, просторной трапезной и комнатами игумении. Здание было соединено галереей с теплой церковью Рождества Богородицы. С противоположной стороны Введенского собора был возведен подобный двухэтажный келейный корпус для сестер обители. Игумения Августа осушила прежде болотистую землю и увеличила площадь монастыря. В завершении формирования монастырского комплекса в это время была построена каменная ограда с боковыми башенками.

Церковь свв. вмч. Екатерины и мч. АвгустыИгуменский корпус

      Совершенствовала игумения Августа и порядок жизни сестер, количество которых за время ее настоятельства увеличилось с 30 до 140 человек.

* * *
   В 1858 году настоятельницей Введенского монастыря стала игумения Серафима, которая завершила благоустройство обители: была увеличена высота ограды, разбит прекрасный сад, возросло количество келий.

   В эти годы послушание во Введенском монастыре проходила Мария Солопова, будущая игумения Таисия Леушинская – духовная дочь св. Иоанна Кронштадтского, основательница более 10-и монастырей и скитов, в том числе Леушинского Иоанно-Предтеченского монастыря. Мария Солопова прожила в Тихвине 14 лет и в своих воспоминаниях называла Введенскую обитель своей «монастырской колыбелью».

Игумения Таисия (Солопова)

* * *
     В 1917 году во Введенском монастыре подвизалось около 200 монахинь и послушниц. Монастырь содержал приют для девочек-сирот, организованный игуменией Серафимой в память о чудесном спасении царской семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года.

Собор Введения во храм Пресвятой Богородицы
Вид на монастырь

    После революции обитель была официально закрыта, однако монастырские храмы еще некоторое время действовали как приходские. Сохранялась и монашеская община. Некоторое время насельницы монастыря, продолжая свое служение Богу, оставались жить в монастыре рядом с новыми поселенцами. Но тех соседство с инокинями не устраивало. Монахини, вытесненные из сестринского корпуса, разбрелись по городу, служа санитарками и сиделками, подрабатывая рукоделием. Игумения Иоанникия переселилась в небольшую келью, расположенную на колокольне. Те сестры, которые остались в Тихвине, собирались по возможности для общей молитвы у Иоанникии, которая пользовалась среди верующих большим авторитетом.

     Преподобномученица игумения Иоанникия (Кожевникова Александра Яковлевна) родилась 1 ноября 1856 года в городе Боровичи Новгородской губернии в семье мещан. В Тихвинский Введенский девичий монастырь она поступила послушницей в 1875 году после окончания Боровичского городского училища. На тот момент ей было всего 16 лет. Она оставалась послушницей 24 года и только в сорокалетнем возрасте в 1899 году приняла монашество с именем Иоанникия. Через три года она стала казначеей Введенского монастыря и ближайшей помощницей настоятельницы игумении Аполлинарии (Владыкиной). Поскольку игумения к тому времени была уже в преклонном возрасте, монахиня Иоанникия фактически взяла на себя управление монастырем. Официально настоятельницей Введенского монастыря Иоанникия стала уже после революции, будучи возведенной в сан игумении 8 сентября 1918 года.

    В сентябре 1937 года в Тихвине начались массовые аресты священнослужителей, монашествующих и мирян. 15 ноября была арестована и игумения Иоанникия. Она отказалась признать себя виновной в контрреволюционной деятельности и не стала давать показания против других лиц. 25 ноября Особой тройкой УНКВД по Ленинградской области игумения Иоанникия была приговорена к расстрелу. Казнена вместе с другими тихвинскими новомучениками и погребена в общей безвестной могиле. Определением Священного Синода РПЦ от 17 июля 2002 года игумения Иоанникия включена в Собор новомучеников и исповедников Российских.

Преподобномученица Иоанникия (Кожевникова)
    
    Новая власть осваивала монастырь по-своему, с беспощадной энергией строителей нового мира: со звонницы сбили колокола, обрушили купола, разорили храмы. Туда, где процветала красота, пришло разорение.
     В дальнейшем здания монастыря использовались самым различным образом. Здесь размещались музыкальная школа, спортивный клуб, мастерские, гаражи, пожарное депо, жилые помещения. Рядом со Введенским собором и келейными корпусами выросли убогие сараи, заборы, огороды, кучи металлолома.
Главная    |    О монастыре    |    О монахах    |    Прихожанам    |    Адрес    |    Пожертвования    |    Фото    |    Скит
Адрес монастыря:
187550, Ленинградская обл., г.Тихвин
ул.Зайцева д. 10 
тел: +7(931)284-31-71, +7(981)737-74-24
e-mail: vvedenie.tihvin@yandex.ru


© 2009-2020 Тихвинский Введенский женский монастырь